Поиск
Close this search box.

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Оборудованные учебные кабинеты

В детском саду функционируют:

  • 10 групп;
  • Музыкальный зал;
  • Спортивный зал;
  • Методический кабинет;
  • Кабинет учителя-логопеда;
  • Кабинет дополнительного образования
  • Пищеблок;
  • Постирочный блок;
  • Кабинет заведующего;
  • Кабинет заместителя заведующего по АХЧ;
  • Кабинет педагога-психолога.

Оборудованные объекты для проведения практических занятий

         Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий. Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ учебные кабинеты, объекты спорта оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основной образовательной программы — образовательной программы дошкольного образования и дополнительных образовательных программ. В группах детского сада организованы специальные центры активности для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей, в том числе уголки уединения. Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами. Развивающая предметно — пространственная среда групповых помещений учитывает интересы и потребности детей, а ее элементы способствуют развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.
Групповые помещения
Оснащенность объекта для проведения практических занятий:
Наличие оборудования для развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с пяти образовательными областями: «социально-коммуникативное развитие»,  «физическое развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Учитываются обенности каждого возрастного этапа, охрана и укрепление здоровья детей
Учет особенностей и коррекции недостатков развития детей, обеспечиваются возможности общения и совместной деятельности детей и взрослы.
Присмотр и уход, организация питания, сна
Музыкальный зал
Оснащенность объекта для проведения практических занятий:
Организация музыкально – художественной деятельности, массовых культурно-досуговых мероприятий с детьми и взрослыми.
Максимально учитывается индивидуальное развитие ребёнка. Каждый ребёнок получает задания с учётом возраста и индивидуальных способностей. На занятии ребёнок выполняет задание в собственном темпе, по своим способностям.
При организации работы с детьми ОВЗ используются доступные методы: наглядные, словесные, практические. Ребёнок слушает музыку, сидя рядом с инструментом, наблюдая за мимикой и жестами педагога. Во время разучивания танцев педагог находится рядом с таким ребёнком, показывая ему движения. Во время игры на ударных инструментах ребёнок воспроизводит ритм по показу педагога или другого ребёнка.
Спортивный зал
Оснащенность объекта для проведения практических занятий:
Организация двигательной деятельности, оздоровление, закаливание, физическое развитие.
Организация массовых спортивно-досуговых мероприятий с детьми и взрослыми.
Организация дополнительного образования в секциях.
Наличие оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.
Кабинет дополнительного образования
Оснащенность объекта для проведения практических занятий:
Наличие оборудования и инвентаря для организации и проведения занятий по реализации дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ.
Организация художественно-эстетического развития дошкольников.
Коррекция физического и психического развития.
Кабинет учителя — логопеда и педагога -психолога
Оснащенность объекта для проведения практических занятий:
Организация коррекционно – развивающей работы в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.

Оборудованная библиотека(и)

В детском саду нет оборудованной библиотеки. Методическая и художественная литература находится в методическом кабинете и группах.

Оборудованные объекты спорта

В детском саду функционирует спортивный зал. Оборудована спортивная площадка.

Оборудованные средства обучения и воспитания

Имеющиеся в ДОУ средства обучения:

  • печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
  • аудиовизуальные (интерактивные доски, интерактивный стол, логопедическое зеркало, проектор с экраном и др.)
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные ( муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
  • спортивное оборудование и т.п..

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках занятий по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.

Развивающая предметно — пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде центров активности, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров активности меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам образовательной программой не предусматривается.

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

Не предусмотрено

Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступа в здание образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

 

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 



Инклюзивное образование

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России с 2011 года действует программа «Доступная среда», цель которой интеграция инвалидов с обществом, создание системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Инклюзивное образование – такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных организациях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ

— обучение детей с ОВЗ не в специализированном, а в обычном учебном заведении, при этом они должны получать специализированную помощь;
— вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;
— удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

— обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
— освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. (п. 2.11.2 ФГОС).

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми.
УСЛОВИЯ В НАШЕМ ДОУ
ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
  • Наличие детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих ДОУ.
  • Психологическая готовность руководителя и коллектива ОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивного образования и согласие с ними.
  • Наличие необходимых специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, прошедшие повышение квалификации по данной теме….)
  • Возможность повышения квалификации педагогов.
  • Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды. (В 2019 году закуплена интекактивная панель с комплексом «Логомер 2», оборудование и методическая литература для работы с детьми-инвалидами и детьми ОВЗ).
Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения:
— использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
— использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
— предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
— проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;
— обеспечение доступа в здание ДОО и другие условия без которых невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ.
(из письма МОиН РФ от 28.02.2014 08-249 «Комментарии к ФГОС ДО»).
 
Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса.
Для её решения мы не должны принуждать детей с ОВЗ  адаптироваться под имеющиеся условия,  а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации  образовательного пространства.
Дата обновления страницы: 27.11.2025