Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад.
Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детях.
В результате страдает развитие их самостоятельности и инициативности, произвольности, становления творческих потенциалов, воображения и фантазии.
Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить свое место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
В младшей группе №1, мы, воспитатели, уделяем большое внимание именно социализации детей посредством различной игровой деятельности.
Например, в феврале в нашей группе была организована совместная с детьми образовательная деятельность по теме «Транспорт».
Ребятам предстояло воображаемое путешествие на поезде. Но прежде чем отправится в путь, малыши вспомнили, какой же транспорт они знают. На каждой из остановок им было предложено отгадать загадку с правильным ответом транспорт. Затем озвучить его и определить где он передвигается.
Дети вспомнили, что машины бывают легковые и грузовые, определили назначение грузовых машин. Затем вооружившись рулями, стали водителями и поиграли в игру «Цветные машины». Но сначала повторили правила дорожного движения и назначение сигналов светофора.
На остановке, где их ждал самолет, каждому из ребят было предложено построить свой самолет по схеме из блоков Дьенеша. Поразмыслив, методом проб и ошибок работа была успешно завершена. Все справились!
И вот поезд подъезжает к следующей станции, где малышей ждал огромный корабль, емкость с водой и много маленьких бумажных корабликов. Ребятам предстояло посоревноваться и парами поиграть в игру «Чей кораблик проплывет дальше». Малыши с усердием и осторожностью дули на свои корабли, ведь для движения необходим ветер. Как же они радовались, когда их быстрый кораблик не тонул, а достигал цели!Вот так весело и познавательно прошло наше мероприятие. В конце дети еще раз повторили названия видов транспорта и с нетерпением отправились самостоятельно играть в сюжетные игры с транспортом.
Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Действуя в игре, совершая те или иные поступки, ребенок проявляет свои интересы, качества личности, чувства. Поэтому в социально-развивающей игре, как ни в одной другой деятельности, можно узнать особенности и возможности ребенка.