Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений. Исходя из этого, нами был организован практикум «Применение игровых технологий при работе с детьми с ОВЗ».
Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.
Оконникова Наталья Нургаяновна напомнила педагогам специфику игровой технологии; требования при подборе игр для детей с ОВЗ.
Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания. Воспитатель комбинированной подготовительной группы №1 Ильиных А.С. показала несколько словесных игр с мячом («Звуковая цепочка», «Мяч бросай, предметы называй» и др.), которые она успешно применяет в своей практике при работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи.
Коновалова Анастасия Михайловна (воспитатель комбинированной старшей группы №1) показала педагогам комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие: «Тряпичная кукла и солдат» (на стабилизацию тела), «Ныряльщик (дыхательное упражнение), «Похлопали-погладили» (кинезиологические упражнения).
Педагоги потренировались выполнить рисунок двумя руками. Двуручное рисование активизирует работу обоих полушарий мозга. Когда мы сосредоточиваемся на выполнении непривычных движений, то мы становимся более внимательными. Улучшится пространственная ориентировка.
Воспитатель комбинированной младшей группы №1 Васильева Елена Геннадьевна поделилась дидактическими играми на липучках: «Чья тень?», «Чей голос?». Эти игры развивают зрительное восприятие детей, учат детей подражать голосам животных, произносить отдельные слоги, что влияет на развитие речевого аппарата.
Одной из интересных форм работы с детьми является игра «Твистер» — подвижная напольная игра для активной компании. Учитель-логопед Беляева Юлия Владимировна адаптировала эту игру для занятий по подготовке к обучению грамоте. Воспитатели попытались выстроить схему слов при помощи рук и ног, на игровом поле выполнить звуковую цепочку слов.
На своих занятиях с детьми с ОВЗ Юлия Владимировна активно использует популярную у детей игрушку Поп-ит — это сенсорная игрушка антистресс с «пузырьками» одинакового размера, которые можно проталкивать или «лопать». Она представила такие игры: «Изучаем звук», «Повтори ритм», «Разбери слово».
При использовании игрушки-антистресса, уменьшаются приступы тревоги, развиваются пальцы рук. В играх и игровых упражнениях с речевым сопровождением, Поп-ит улучшает координацию речи с движением, что благотворно влияет на развитие психических и речевых процессов.
В заключение практикума педагогам было предложено выполнить творческое задание с использованием конструктора Лего: придумать игру, которую можно использовать в работе с детьми с ТНР.
Таким образом, педагоги сделали вывод, что использование игровых приёмов в работе с детьми способствует наилучшему усвоению знаний детей, а более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций.
Учитель-логопед: Беляева Ю.В.