Поиск
Close this search box.

Учитель-логопед

В МКДОУ №12 Порошинский детский сад
коррекционно-развивающей работой с детьми занимается
учитель-логопед Беляева Юлия Владимировна.
Режим работы:
  • Понедельник – 8.10 – 12.00, 15.00 – 17.10
  • Вторник — 8.10 – 12.00, 15.00 – 17.10
  • Среда – 8.10 – 15.40 (консультации для родителей с 13.00 – 15.00)
  • Четверг — 8.10 – 12.00, 15.00 – 17.10
  • Пятница – 8.10 – 13.40 обеденный перерыв – 12.00 -12.30

Коррекционно-образовательная работа строится в соответствии с программой логопедической помощи.

Цель программы: раннее выявление, своевременное предупреждение и коррекция речевых нарушений у воспитанников.
Зачисление на логокоррекционные занятия проводится по соглашению родителей учителем-логопедом ДОУ. В первую очередь, зачисляются дети подготовительных к школе групп, прошедших ПМПК. Рекомендованное количество, занимающихся на логопедических занятиях в течение года, составляет 20-25 воспитанников. Продолжительность коррекционного обучения находится в прямой зависимости от логопедического заключения. По мере исправления недостатков речи дети выводятся из списка и заменяются другими.
Непосредственно логокоррекционная работа проводится со второй половины сентября по июнь включительно. Реализуются коррекционно-образовательные программы для логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения «Коррекция нарушений речи», автор-составитель сборника программ Г.В. Чиркина.
Основной формой коррекционно-развивающей работы являются занятия: индивидуальные и подвижными микро группами. В микро группы объединяются 3-4 ребенка с идентичными нарушениями речи. Состав группы может меняться в зависимости от динамики формирования речевых умений, а также в связи с отсутствием детей в дошкольном учреждении. Длительность индивидуальных логопедических занятий составляет 10-15 минут, занятий в микро группе – 15-20 минут.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
  • Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
  • Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
  • Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
  • Коррекция звукопроизношения разными способами;
  • Автоматизация звуков в речи; 
  • Дифференциация звуков в речи;
  • Обогащение словарного запаса;
На подгрупповых занятиях дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звукобуквенный анализ и синтез слогов и слов.
Коррекционную помощь ребенок получает 2-3 раза в неделю. Периодичность занятий зависит от структуры речевого дефекта, этапа коррекционного обучения, а так же от психофизических особенностей ребенка.
Артикуляционные упражнения, речевой материал логопед записывает в индивидуальной тетради ребенка. В конце каждого занятия тетрадь передается родителям, или лицам их заменяющим, для повторения и закрепления полученных речевых умений.
Выполнение домашних заданий строго обязательно!
Контроль за правильным звукопроизношением ребенка осуществляется не только логопедом, но и воспитателями группы, и родителями.
Устранение речевых нарушений — длительный и сложный процесс, требующий совместной работы специалистов, воспитателей и родителей. Единые требования, предъявляемые детям, независимо от их возраста, одинаковое внимание к проблемам тех, кто доверил нам своё здоровье, благополучие, максимальная отдача энергии, сочувствие и сопереживание позволяют решать достаточно трудные задачи, помогать НАШИМ ДЕТЯМ!!! 
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Возрастные нормы формирования звукопроизношения

Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей обладает еще в дошкольном возрасте. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении речевых звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи.

Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьезного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом все само пройдет». О том, что эти надежды далеко не всегда оправдываются, свидетельствует наличие дефектов звукопроизношения в речи многих взрослых людей.

Причины появления нарушений речи:

  • Трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
  • Дефекты в строении речевых органов – губ, зубов, языка, мягкого или твердого нёба;
  • Недостаточная подвижность губ и языка.

Естественно, что неправильное произношение звуков в той или иной мере беспокоит в дальнейшем очень многих, причем нередко это воспринимается людьми, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее в достижении многих жизненных целей.

На первом году жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА. К концу года произносит особые слова, понятные только матери и ребенку. Может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотнесения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «дай».

К двум-трем годам усваиваются и другие простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.

Второй год жизни – это время становления и быстрого совершенствования речевых функций. При нормальном речевом развитии к концу второго года словарный запас ребенка возрастает до 300 слов, и в него входят уже не только названия предметов, но и их качеств, а далее появляется и фразовая речь. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Характерной особенностью речи двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. На четвертом – пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает язык, занимается словотворчеством. При нормальном речевом развитии, в этом возрасте должны правильно звучать такие согласные звуки, как С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ.

К 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.

На седьмом году жизни ребенка (примерно за год до поступления в школу), следует обратить самое серьезное внимание на развитие его речи. Все ли звуки ребенок произносит правильно? Не «съедает» ли начало и окончания слов? Умеет ли связно выражать свои мысли? Если хотя бы на один из этих вопросов вы ответили «нет», значит, нужно «бить тревогу».

Русский язык является одним из основных предметов программы школы. Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьезным препятствием в овладении ими на начальных этапах письмом и чтением, а на более поздних этапах – в усвоении ими грамматики родного языка или программы гуманитарных предметов.

Необходимым условием того, чтобы ребенок овладел правильным произношением, является правильная речь окружающих взрослых.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

— посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
— в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
— привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину , достань из-под стола, выйди из-за стола);
— совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю — ребенку.

Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ

Зачем логопед задаёт домашние задания?

Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою сказали:
«Что за наказанье!».

 

Успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом определяется участием родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий.

Выполнение домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего ребёнка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?

Задания строятся на материале изучаемого звука. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели во время проведения ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.

Задания включают в себя основные разделы:

  • артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.
  • в дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
  • задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко — слогового анализа и синтеза.
  • серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
  • задания по развитию связной речи пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
  • задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.
  • задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА?

  • Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь после каждого занятия.
  • Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
  • Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
  • Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад к следующему занятию.
  • Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
  • На протяжении всего учебного года проводятся консультации для родителей детей, посещающих группу. Во время консультации учитель – логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи, подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения; подскажет, на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.

 

ПАМЯТКА

(правила занятий с ребёнком дома)

  1.  Заниматься с ребёнком дома ежедневно.
  2.  Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке.
  3.  Время проведения занятий 10-15 минут.
  4.  Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение.
  5.  Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
  6.  Все задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
  7.  Тетрадь с выполненным домашним заданием ребёнок сдаёт воспитателю группы, а после каждого занятия получает новое задание.

Уважаемые родители!

Желаем Вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов!!!

Дата обновления страницы: 13.08.2021